Уважаемые абитуриенты!
Продолжается наша серия интервью с выпускниками факультета фундаментальной физико-химической инженерии. Сегодня мы побеседуем с Софьей Клейниковой, выпускницей направления «Фундаментальная и прикладная химия», аспиранткой, преподавателем физического практикума и дисциплины «Прикладные численные методы».
Здравствуй, Софья! Расскажи, как ты поступила на наш факультет?
Добрый день! В школе мне казалось, что в МГУ поступить невозможно, и довольно долго я этот вуз для поступления вообще не рассматривала. Решив все же просмотреть вступительные баллы, наткнулась на факультет с затейливым названием со словами «физика» и «химия». Не осознавая разницы между химфаком и ФФФХИ (что вообще можно осознавать в 16 лет?), я подала документы на оба факультета. Конфетка, полученная из рук представителей приемной комиссии ФФФХИ после моего выхода из аудитории ДВИ, определила мой выбор. Баллов хватило, оригинал аттестата отправился сюда. Так и определился мой путь на ближайшие 6 лет.
Каковы были первые впечатления о факультете?
Первые впечатления были непростыми (как и первые два года обучения). Новые люди — стресс, непонятные символы на матанализе — стресс, химпрак — весело, программирование — стресс, не успеваешь записывать реакции на лекциях — стресс. Кажется, что все вокруг все понимают, кроме тебя. Кажется, что не потянешь это все, но тем не менее продолжаешь тянуть (я же поступил зачем-то). И только потом, когда все знания складываются в целый пазл, понимаешь, что все это было не зря. Очень крутое ощущение, оно того стоило. Кроме того, меня вдохновляли наши преподаватели. Здесь я получила колоссальное количество знаний, которые пригодились для дальнейшей научной работы в лаборатории. Ладно, насчёт трудностей я всё же несколько драматизирую. Ночами за учёбой не сидела и вам не советую!
Трудно ли было выбрать лабораторию на первом курсе?
Трудно — не то слово. При выборе лаборатории я мало осознавала, чем хочу заниматься. И думаю, это нормально. Во-первых, многие из нас, приходя в Университет, имеют ошибочное представление о процессе научной работы благодаря СМИ и фильмам. Да, в реальности мы не в цветные пробирки будем смотреть, а в экран компьютера (но от этого не становится менее интересно). Во-вторых, научные руководители при знакомстве с темой употребляют специфическую терминологию, её смысл сложно до конца уловить студенту-первокурснику. Я так и не смогла выбрать для себя лабораторию и отправилась, куда направили — синтезировать мономолекулярные магниты и изучать спектрофотометрию. И работа понравилась, и научник, но на следующий год по независящим от меня обстоятельствам я оказалась в другой лаборатории совсем другого профиля: химические источники тока и (страшное слово) электрохимия. Признаюсь, эту область совсем не понимала, это был своеобразный вызов себе: я должна была разобраться! Стала работать над новой темой — электроокислением спиртов, защитила диплом и сейчас в аспирантуре работаю над кандидатской диссертацией. Для более полноценного описания системы, помимо электрохимии, освоила и другие методы: ЯМР, ИК, разные методы исследования материалов. Сейчас испытываю непосредственно спиртовые топливные элементы — устройства, превращающие спирт в электричество. С моим научным руководителем скучать не приходится, написала первую статью для журнала «Electrochimica Acta» (прямо сама, прямо свою!), на днях её приняли.
В целом, могу сделать такой вывод: научная работа — творческий процесс, любая тема сможет увлечь, если начать глубоко над ней работать, а профессия ученого предоставляет возможность практически неограниченного роста, интеллектуального и карьерного.Скажи, было ли у тебя время участвовать в каких-либо общеуниверситетских мероприятиях?
Да, и не только участвовать, я даже принимала участие в их проведении. Прошла путь от волонтера до организатора. Сначала идешь клеить афиши и гладить шторы на балу, потом доверяют более сложные и ответственные задачи, например, придумать конкурсы и организовать работу волонтеров. Бал МГУ, Сбор макулатуры, Посвящение первокурсников, Фестиваль Науки... Сейчас тоже продолжаю принимать участие по возможности. Курирую направление раздельного сбора отходов в МГУ.
Что тебя вдохновляет на участие в мероприятиях по сбору отходов?
Раздельным сбором отходов и прочими атрибутами осознанного образа жизни меня всерьёз вдохновил заняться Сбор макулатуры около 2 лет назад. Хотя основную идею я вынесла еще в школе, с уроков географии: нас много, ресурсы ограничены, нельзя позволять себе расточительство. Можно использовать повторно — используй, сломалось — попробуй починить, прежде чем выбросить. Где-то на 2 курсе я пыталась собирать у друзей стекло (жалко же выкинуть!), но тогда совсем было худо с инфраструктурой для вторсырья, и идея реализовалась слабо. Сейчас, конечно, у нас гораздо больше возможностей: есть экоцентры, где можно сдать много фракций, развивается тема обмена одеждой. Макулатуру весь Университет регулярно сдает 2 раза в год, Профком МГУ закупил баки для факультетов, у нас на ФФФХИ тоже стоят — для крышечек и батареек. Радует, что среди нынешних первокурсников и второкурсников есть заинтересованные в экологии.
Наверное, самый интересный вопрос: каково тебе быть преподавателем на нашем факультете? И вообще, как происходит этот переход: вчера студент, а сегодня — преподаватель?
Вообще, учебная часть и преподаватели приветствуют инициативу старших студентов помогать на семинарах или предлагать собственные полезные учебные курсы. Иногда я веду лекции по электрохимии вместе со своим научным руководителем. Скажу даже, что для меня это полезнее, чем для студентов. Ничто так не мотивирует готовиться к паре, как осознание, что ты препод. Тут уже нет пути назад – обязан разобраться во всем, еще и объяснить человеческими словами, чтобы все поняли.
Ничто так не мотивирует готовиться к паре, как осознание, что ты препод.С физпрактикумом все понятно, этим занимаются все аспиранты факультета, а вот с численными методами — особенная история. Численные методы — это, по сути, программирование для прикладных физических и химических задач. После 2 лет информатики я так и не научилась программировать, не зацепило, а вот тут зацепило. Сергей Сергеевич Назин серьезно вдохновил меня заняться программированием. Как-то я задала вопрос по задаче, и он ответил: «Доставьте себе удовольствие подумать». Кажется, что эта фраза перевернула мое сознание и фактически стала девизом. Ответ на вопрос я вскоре нашла и действительно получила удовольствие и от процесса, и от результата. За семестр случился такой прогресс в навыках и знаниях, что захотелось ими поделиться. Теперь делюсь: Сергей Сергеевич доверяет мне половинку группы химиков, очень хочется верить, что они понимают мои объяснения.
Чего бы ты пожелала нашим абитуриентам?
Независимо от того, где вы будете учиться, и где учитесь сейчас: не пренебрегайте учебниками и не стесняйтесь задавать вопросы преподавателям. Это не признак глупости, это признак желания разобраться и очень ценное качество, в особенности для ученого. Задавать вопросы и искать на них ответы — это основа профессии ученого и прогресса в целом.
Спасибо за интересный рассказ!
Была рада поделиться опытом!